Архивы за месяц Ноябрь, 2023

Ребенок не умеет жевать и глотать

В последнее время логопеды отмечают, что становится все больше детей, которые не умеют жевать и глотать. И странно, что родители этих детей удивляются: «А почему ребенок не говорит?» А почему он будет говорить, если в акте говорения участвуют те же самые мышцы, что и в акте жевания?

Если ребенок не жует, то и говорить он не может!
Логопеды считают, что часто проблема связана с ленью мам, которые не приучают ребенка жевать, кормят пюре из баночек и готовыми кашами до трех-пяти лет. Но на самом деле, проблема гораздо серьезнее.

Мне в этом году написала коллега, что к ней в старшую группу привели ребенка, не умеющего жевать. Не умеющего жевать в пять лет! Мама ребенка принесла блендер и сказала, что ребенку все нужно давать только в виде пюре. Как вам такая история?
Вот что пишет поэтому поводу невролог М. А. Афанасьева.

В норме детей не учат жевать и глотать. При условии, что нервная система здорова, акты жевания и глотания происходят рефлекторно. Если ребёнок не в состоянии это сделать, или требуются какие-либо условия, то на это есть причины.

Голод — сильнейшая мотивация. Поэтому, ребёнок есть может или не может в силу каких-либо причин. А есть могут все, только смотря что. Ваш ребёнок ест, но то, что не вызывает затруднения при жевании и глотании, или пюрированную пищу, или мягкую, или ту, которая сама разминается во рту и легко проглатывается.

 Чаще всего такие жалобы связаны с наличием псевдобульбарного синдрома, т. е. страдают определенные структуры головного мозга, в силу разных причин (родовые травмы, ЧМТ, сосудистые катастрофы, инфекции и др. ) Поэтому, просто научить маленького ребёнка жевать, глотать при псевдобульбарном синдроме практически невозможно, необходимо назначение лечения.

Лечение медикаментозное, порой длительное, но минимизировать эту проблему можно. Сделайте УЗИ шейного отдела позвоночника, УЗДГ сосудов шеи и головы или НСГ транстемпорально с сосудами. Возможно, понадобится помощь мануального терапевта.

Автор: НИЩЕВА М.А.

Подготовка к школьному обучению

Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями речи проводится учителем-логопедом индивидуально по специальной программе. Обучение строится с учетом вида и степени нарушения речи каждого конкретного ребенка. Ни в коем случае нельзя готовить таких детей к школе с использованием общепринятых групповых приемов и методов, это не только не поможет ребенку, но и навредит ему.
Подготовительная работа обычно начинается за год до начала школьного обучения. Если нарушения речи у ребенка трудно поддаются коррекции, целесообразно организовать подготовку к школьному обучению в два этапа.
На первом этапе (с 5 лет) происходит формирование восприятия графического образа, лексико-грамматических представлений, регулятивных навыков, развитие памяти, мелкой моторики.
На втором этапе (с 6 лет) формируются зрительное внимание, фонематический слух и восприятие, пространственные и математические представления. В программу включены упражнения для пропедевтики всех видов дислексии, дисграфии и дизорфографии для успешного обучения в школе.

Тактильные ощущения

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление
От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

Подготовка к школе детей с нарушениями речи

Учитель-логопед осуществляет подготовку к школе детей с нарушениями речи, сопровождает их школьное обучение, а также корректирует нарушения письменной речи — дисграфию, дизорфографию, дислексию.
Дети с нарушениями речи нуждаются в специальной целенаправленной подготовке к школьному обучению. Многочисленные центры раннего развития, мини-школы, гимназии для малышей и т.д. не только не решают проблему грамотной подготовки к школе ребенка с нарушением речи, но и усугубляют ее.
Подготовка к школьному обучению детей с речевыми патологиями должна проводиться учителем-логопедом по специальной программе, учитывающей уровень развития произносительной стороны речи и фонематических процессов, а также должна в обязательном порядке включать в себя пропедевтику дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.
Дизорфография проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.
Дизорфография затрагивает все сферы обучения русскому языку: орфографию, грамматику, морфологию, синтаксис.
Дислексия — нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети дошкольного и младшего школьного возраста.