Первичная консультация
При проведении обследования детей в нашем кабинете соблюдается ряд условий:
— обязательное присутствие родителей;
— налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;
— предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности:
— в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.
Диагностические мероприятия различны для детей разного возраста:
2 — 3 года
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т.е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
Задания предполагают простые перемещения предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение зрительного соотнесения.
3 — 4 года
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
— понимание речи;
— сформированность фонематического слуха;
— предметный и глагольный словарь;
— слоговая структура слов;
— уровень развития активной речи;
— состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
4 – 5 лет
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
— понимание речи;
— сформированность фонематического слуха;
— состояние словарного запаса;
— состояние слоговой структуры слов;
— уровень развития активной речи;
— состояние грамматического строя речи;
— состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
5 – 6 лет
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
— понимание смысловой стороны слов;
— состояние фонематического слуха;
— овладение словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи);
— состояние слоговой структуры слов;
— уровень развития активной речи;
— овладение грамматическим строем речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);
— овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса);
— состояние артикуляционного аппарата.
6 – 7 лет
Обследование направленно на проверку уровня:
— понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления;
— сформированности фонематического слуха;
— уровня развития словарного запаса;
— состояния слоговой структуры;
— умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно выбирать необходимые языковые средства;
— уровня сформированности грамматического строя речи;
— состояния звукопроизношения;
— состояние артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.
Диагностические мероприятия проводятся по методике Е.А. Стрельниковой (доктор пед. наук, профессор).