Подготовка к школе детей с нарушениями речи
Учитель-логопед осуществляет подготовку к школе детей с нарушениями речи, сопровождает их школьное обучение, а также корректирует нарушения письменной речи — дисграфию, дизорфографию, дислексию.
Дети с нарушениями речи нуждаются в специальной целенаправленной подготовке к школьному обучению. Многочисленные центры раннего развития, мини-школы, гимназии для малышей и т.д. не только не решают проблему грамотной подготовки к школе ребенка с нарушением речи, но и усугубляют ее.
Подготовка к школьному обучению детей с речевыми патологиями должна проводиться учителем-логопедом по специальной программе, учитывающей уровень развития произносительной стороны речи и фонематических процессов, а также должна в обязательном порядке включать в себя пропедевтику дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.
Дизорфография проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.
Дизорфография затрагивает все сферы обучения русскому языку: орфографию, грамматику, морфологию, синтаксис.
Дислексия — нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети дошкольного и младшего школьного возраста.