Запуск механизма речи.
Способность овладения языком является у человека врождённой, но для формирования полноценной речи ребёнку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребёнка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую ребёнок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на неё.
Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но есть такие малыши, которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без определённой помощи они с опозданием начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, иногда с явными отклонениями. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Слово является первичным инструментом мышления, и для совершения сложных умственных действий необходима развёрнутая фразовая речь.
Главным критерием уровня речевого развития является умение строить грамотные фразы, анализировать речь с точки зрения её звукового и слогового состава, умение правильно распространять предложения, рассказывать и пересказывать. Кроме того, важен не столько сам по себе объём словаря, сколько его качественное содержание – наличие в нём наречий, прилагательных, предлогов, местоимений. Ребёнок должен хорошо владеть и навыками словообразования и словоизменения.
В процессе работы над запуском механизма речи большое внимание уделяется подбору методических пособий. Для развития слухового восприятия мы используем специальные пособия.
Одним из наиболее результативных является пособие « Слушать интересно». Оно направлено на тренировку навыка различения неречевых звуков, развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления.
Пособие включает в себя магнитофон с картой памяти, на которую записаны 60 неречевых звуков (бытовые звуки, звуки улицы, звуки человека и животных).
Как работает пособие:
На первом этапе ребенок слушает звук и дает педагогу соответствующую карточку. В процессе занятий количество звуков за одно прослушивание увеличивается, малыш должен запомнить звуки и показать карточки, соответствующие звукам.
Для работы над формированием фразовой речи мы используем интерактивные пособия. Одно из них — «Фразы». Пособие включает в себя 12 ситуационных карточек со знакомыми для малыша действиями.