Полезные статьи

Рисование и раскрашивание

Ответ на вопрос: Какие виды деятельности, хорошо развивающие связь «глаз-рука» и тренирующие выносливость мышц, участвующих в письме, не очень любят мальчики?
Уважаемые подписчики! Спасибо вам за ваши мнения. Вы все абсолютно правы: и игра в мяч, и лепка, и аппликация, и работа с ножницами и с проволокой, и дартс- всё это очень полезно для подготовки руки к письму. Каждому виду деятельности можно петь оды и написать книгу про их пользу. Ценность лепки, аппликации и всего перечисленного выше ещё и в том, что это не просто какие-то непонятные упражнения, которые делаются непонятно ради чего, а деятельность ради цели. Можно увидеть результат работы. Как я люблю говорить, есть ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. И вот ради достижения цели (бонусом!) незаметно подготавливается рука (руки) к письму. Но некоторые взрослые не верят в действенность таких простых занятий. Им видится какой-то подвох. Это же несерьёзно! И, главное, почти бесплатно. А вот если что-то за большие деньги нам предложат, то вот это да, в это верим!
Когда я задавала свой вопрос, я имела в виду прежде всего рисование и раскрашивание – возрастные виды деятельности, которые не требуют каких-то материальных вложений, а пользы приносят целую тонну. Штриховка невероятно полезна, но её можно отнести уже к специальным упражнениям. Про неё позже – она создаёт предпосылки для «каллиграфичности» почерка.
Детское рисование – недооценённый вид деятельности в работе логопеда. Чаще рисование рассматривают в аспекте развития творческих способностей, развития эмоциональной сферы ребёнка и самовыражения. Но рисование великолепно формирует сенсомоторные связи глаз-рука. Поэтому для подготовки к школе не только учим гласные и согласные, но и рисуем!
Главным супер упражнением для подготовки руки к письму является раскрашивание. Но многие родители совершенно не понимают, в чём его польза: какая-то не очень творческая и механическая работа.
Когда ребёнок учится писать – этот навык формируется и стабилизируется на протяжении нескольких лет- большая нагрузка падает на мышцы кистей и пальцев, на мышцы предплечий (да и спина работает!). Именно они обеспечивают хороший захват ручки/карандаша и устойчивое положение тела за столом. Есть ещё очень важный момент. Ребёнок должен не только уметь взять правильно карандаш/ручку и написать 2-5 букв, но и справляться с постепенно увеличивающейся нагрузкой: со временем писать нужно больше и быстрее. Часто встречаются дети, которые могут писать правильно и хорошо, но только в медленном темпе, а с нагрузкой в классе не справляются. Начинает «портиться» почерк. Иногда это происходит в начале второго класса, когда резко увеличивается объём письма в классе и дома. В чём причина? Одна из причин может быть связана с тем, что нет ВЫНОСЛИВОСТИ мышц.
И вот эта выносливость, а также зрительно-моторные координации и произвольное управление своими движениями, тренируются в процессе раскрашивания:
— ребёнок учится видеть границы рисунка,
— учится где-то притормаживать свои размашистые движения, где-то, наоборот, увеличивать амплитуду движений.
Кроме этого, в раскрашивании формируется и тренируется способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц: где-то нужен нажим сильнее, а где-то– слабее. Но произвольное управление нажимом формируется только при раскрашивании КАРАНДАШАМИ. Сначала мягкими, а потом – менее мягкими. Но не фломастерами! Их можно использовать только на первых этапах в среднем дошкольном возрасте.
В процессе раскрашивания тренируются разнообразные движения кисти руки. Но это происходит, только если раскрашивать правильно: не вертеть лист, а изменять положения кисти рабочей руки.
И последнее методическое замечание. Даже не замечание, а вопль души. Мне часто приносят целые сумки раскрасок детей, но смотреть на то, что внутри, слабонервным нельзя. И это не про то, что у ребёнка не получается, а мы вот продолжаем требовать. Это про то, что взрослый должен быть рядом, обучая ребёнка и постепенно уменьшая свою помощь.
Правило такое: лучше хорошо раскрасить один маленький мячик, чем целый альбом без соблюдения правил. Основные правила раскрашивания, чтобы оно приносило пользу, все знают: стараться не выходить за контур, раскрашивать в одном направлении или менять направление, изменяя движения кисти, а не вращая лист бумаги, не оставлять белых пробелов.
автор Косинова Е.М.