Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались:
— общая неподготовленность к школьному обучению;
— недостаточное развитие психических процессов;
— дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте;
— низкий уровень навыков учебного труда;
— соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период, большая утомляемость;
— отрицательное отношение к учению;
— низкий уровень регуляции, развития волевых качеств, недисциплинированность.
Очень немногие дошкольные учреждения обращают внимание на неготовность детей к школьному обучению, вследствие этого возрастает количество детей, испытывающих серьезные трудности в учебе.
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом. Специальными исследованиями была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. У детей с нарушениями речи не выработаны школьно-необходимые психические функции: мышление, опосредованное внимание, память, пространственные представления, психомоторные навыки, также у детей отмечаются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например – звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например — свистящие и шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: бочка-почка; басня-башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Дети испытывают трудности при продуцировании связных высказываний, которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. Письменные работы изобилуют разнообразными ошибками – специфическими, орфографическими и синтаксическими, обучение математике затруднено несформированностью пространственных представлений, а низкая регуляторная функция обуславливает неуспеваемость по всем учебным предметам.
Дети с нарушениями речи нуждаются в специальной целенаправленной подготовке к школьному обучению. При грамотной организации подготовительного процесса и при условии педагогического и логопедического сопровождения в период обучения дети получают возможность успешно обучаться в общеобразовательной школе .