Архивы за месяц Ноябрь, 2020

Развитие речи ребенка

С точки зрения работы мозга, основное условие приобретения ранней речи – это связь между теми звуками и зрительными образами, которые существуют во внешнем мире, и той областью в мозге, которая перерабатывает их в речь.

Речь — это функция, которая появляется у ребенка в результате освоения им внешнего мира — мира, который его окружает. Первые познания основаны на способности обращать внимание на предметы, их качества, действия.

Как познавать? Включать внимание, зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и полученные ощущения обрабатывать мозгом – запоминать. Внешний мир и есть содержание речи.

Обязательными условиями такого начального развития ребенка являются:

— Отсутствие врожденных нарушений мышления, слуха и зрения, параличей речевых мышц.

— Контакты (в том числе речевые) с ребенком со стороны взрослых.

— Полноценная среда обитания.

Последнее условие является очень важным.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

В логопедическом кабинете «Лина» особое внимание уделяется развитию тактильного восприятия в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития. На занятиях дети отрабатывают все навыки только с натуральными предметами (овощи, фрукты, природный материал, ткани и т.д.) Учатся распознавать по внешнему виду, на ощупь, на слух.